ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАЧЕЧНОЙ НА ОБЪЕКТЕ

Условно прачечные можно разделить на три типа.

Первый тип: прачечная, которая работает «на город». Такой вариант лежит за рамками сегодняшней статьи, и мы его не рассматриваем.

Второй вариант прачечной — прачечная, обеспечивающая жизнедеятельность хозяйственной службы. Данный вариант прачечной мы тоже рассматривать не будем, поскольку, как показывает опыт, когда появляется прачечная в организации, всегда появляются и дополнительные заказы на стирку предметов интерьера, спецодежды, занавесок, полотенец и т. п. И получается, что прачечная обслуживает всю организацию, хоть и не предназначена для этого.

Перейдем к третьему типу — прачечной, существующей в составе организации и обслуживающей потребности организации.

В первую очередь необходимо определиться с расположением помещения под прачечную. Обычно это цокольный или первый этаж, куда подведены все коммуникации. Площадь помещения определяется в зависимости от количества оборудования.

Помещение должно иметь следующие 4 зоны, которые располагаются в строгой последовательности.

Зона приема или «Грязная» зона. Здесь белье принимается в прачечную, сортируется и комплектуется для загрузки в машины. Вещи должны быть изначально промаркированы специальным маркером Loundry, который при стирке не стирается.

Здесь же ведется журнал учета. В журнале указывается наименование изделия, количество сданных и выданных единиц, кто сдал, кто принял. Сданные вещи должны быть проверены на наличие в карманах посторонних предметов. Все протирочные материалы, насадки и мопы должны быть очищены от мусора, песка, волос и т. п.

Стирку рекомендуется осуществлять в защитных сетках нужного размера, которые изготавливаются по индивидуальному заказу. Делается это для того чтобы исключить поломку оборудования.

Грязное белье, требующее пятновыводки, отсортировывается и идет в предварительную обработку для последующей подготовки к стирке.

Производственная зона. В этой зоне осуществляется непосредственно стирка, сушка и глажка вещей. На выбор оборудования будет влиять объем белья или вещей, которые проходят через прачечную.

Осуществление процесса стирки можно разделить на два вида: первый — это мопы, «кентукки», протирочные материалы, а второй — белье, униформа, спецодежда.

Так как процессы стирки, сушки и глаженья взаимосвязаны, необходимо подобрать оборудование с одинаковой производительностью. То есть, за один час должно стираться, сушиться и гладиться одинаковое количество белья.

Если количество и объем стирки мопов, «кентукки» и расходных материалов невелик, то допустимо приобретение бытовых стиральных машин, рассчитанных на универсальную загрузку в 6‑8 кг белья, по наиболее выгодной цене и производителю. При этом необходимо знать, что гарантия не распространяется на использование бытовых стиральных машин в производственных целях.

При выборе количества машин и для обеспечения должного качества стирки нужно учитывать, что микроволоконные салфетки, насадки, тряпки и мопы стираются отдельно от хлопковых и других материалов, в состав которых входит смешанные виды волокон.

Для стирки и сушки белья и униформы выбираем профессиональные машины с загрузкой от 5 кг.

Количество машин зависит от конкретных объемов стирки. Для выбора необходимого количества оборудования можно пригласить дилеров, которые сделают точные расчеты по единицам оборудования, подберут оптимальную компоновку. Необходимо учесть, что должно присутствовать резервное оборудование на случай ремонта или выхода из строя основного.

В расчет себестоимости обработки 1 кг белья входит:

  1. Моющие средства.
  2. Вода 1 м3.
  3. Канализация 1 м3.
  4. Электроэнергия 1 кВт.
  5. Амортизация прачечного оборудования.
  6. Оплата персонала.

Для глаженья белья можно рассматривать либо каток, либо каландр. Каландры осуществляют одновременную глажку и сушку белья. В зависимости от задач и объемов подбирается необходимое оборудование.

Для глаженья фасонного белья (рубашки, пиджаки, брюки) используют гладильные доски, утюги, парогенераторы, пароманекены.

На этапе глажения происходит осмотр и сортировка белья, подлежащего мелкому ремонту.

Зона выдачи или «Чистая» зона. В этой зоне осуществляется распределение, складирование на стеллажи чистого белья, развешивание униформы и спецодежды на рейлы, и непосредственно выдача с ведением журнала.

Мастерская или зона ремонта. Целесообразно выделить небольшое помещение для производства мелкого ремонта, куда из профессионального оборудования необходимо поставить оверлок и швейную машинку.

В помещении прачечной должен действовать строгий утвержденный регламент, в котором описывается: кто может находиться в прачечной, перечень обслуживания по ассортименту, график приема–выдачи белья, технологические процессы работы оборудования.

При выборе прачечного оборудования возникает вопрос, какие моющие средства использовать. Существует три вида моющих средств: порошкообразные, жидкие и таблетированные.

В производственной прачечной рационально использовать профессиональные моющие средства, которые подаются в стиральные машины с помощью автоматических дозирующих систем, исключающих влияние человеческого фактора и обеспечивающих гарантированно высокое качество стирки при минимальном износе тканей и оборудования.

Многие городские прачечные, снижая затраты на стирку и тем самым снижая качество, пытаются создать свое универсальное дешевое средство, смешивая порошок с гелем, добавляя усилитель стирки. Сейчас нет необходимости «химичить» над идеальной формулой порошка. Компании-производители профессиональной химии не только могут предложить моющие средства для различных видов стирки материалов, но и окажут техническую поддержку в написании индивидуальных программ с оптимальной стоимостью стирки и ведению ежемесячной электронной отчетности.

Часто возникает вопрос по обслуживанию и ремонту: нужно ли заключать договор на обслуживание прачечного оборудования, и какие преимущества он дает.

Мы рассмотрим два варианта:

  • ремонт с заключением договора;
  • ремонт по факту поломки оборудования.

При заключении договора мастер обычно приезжает в день вызова, а ремонт и замена запчастей происходит на месте (если правильно объяснить характер поломки). Оплачиваем только запчасти, при этом работа входит в стоимость договора (исключая дорогостоящий ремонт). В зависимости от технического задания мастер приезжает по графику обслуживания и производит профилактику или своевременную замену изношенных деталей, предотвращая серьезные поломки. Стоимость договора обычно символическая, а проводить профилактические замены деталей в процессе обслуживания оборудования выгоднее, чем простаивать, дождавшись, когда машина встанет на ремонт.

Ремонт без заключения договора предполагает ожидание мастера от 3‑7 дней для определения поломки, а ремонт и замена запчастей происходит после оплаты или оформления гарантийного письма. Производится почасовая оплата ремонта, дороги и запчастей.

Многие думают, что в прачечной могут работать неквалифицированные сотрудники, но это ошибочное мнение.

Работа в прачечной сопряжена со знанием высокотехнологичного оборудования. Оператор стиральных машин должен самостоятельно уметь диагностировать и устранять мелкие поломки, проводить техническое обслуживание, такое как чистка фильтров, решеток и т. п.

Сотруднику прачечной необходимо разбираться в программах управления всего оборудования, технологических процессах стирки, пятновыведения, глажки, материаловедении тканей.

Наличие прачечной на объекте дает ряд однозначных преимуществ. Это обусловлено несколькими факторами:

  • низкая себестоимость стирки;
  • высокое качество;
  • обеспечение санитарно-гигиенических норм;
  • управление технологическими процессами и контроль над ними;
  • отсутствие пересортицы;
  • отсутствие доп. комплектов спецодежды, униформы;
  • экономия времени на транспортировке;
  • возможность обслуживания предметов интерьера.

В завершение хочется отметить, что, несмотря на кажущиеся сложности, организация собственной прачечной экономически целесообразна и выгодна.

 

Анна Финк,
эксперт по чистоте, специалист SOP

Анна Александровна Финк
  • Эксперт по чистоте.
  • Аудит объектов — независимая проверка и оценка отчётности, данных учёта и деятельности.
  • Специалист SOP (SOP – стандартные операционные процедуры): Работник должен знать ЧТО, ГДЕ, КОГДА, КАК и СКОЛЬКО он должен сделать для того, чтобы выполнить качественно свое рабочее задание. Cоставление технологических карт, чек-листов. Обучение менеджеров среднего звена и линейного персонала. Оптимизация.
  • Построение команды: Создание у коллектива чувства единства, обучение людей эффективно взаимодействовать между собой, выработка у всех сотрудников понимания и доверия друг к другу, сплочение в команду, выведение «командного духа» на более высокий уровень, предоставление сотрудникам возможности психологической разгрузки.
  • Управление проектами: Определение и достижение чётких целей проекта при нахождении баланса между объёмом работ, ресурсами (такими как деньги, труд, материалы, энергия, пространство и другими), временем, качеством и рисками.

Профессиональный опыт более 20 лет.

Швейцарская школа сервиса
Executive Housekeeper /Директор хозяйственного департамента

МСиМРусь” MCM Marine Catering Management / VIKING RIVER CRUISES

Гранд Отель «Эмеральд» 5*,The Prestige Hotels of the World.

Химчистка и Прачка
“Koblenz&Partner” Берлин, Германия, Профессиональное обучение 

ДЛТ ЦУМ (TSUM, Mercury) — Санкт-Петербург

т.: +7 (921) 8845533
ВКонтакте


teamclean.spb.ru

 

Опубликовано в журнале «Профессиональная уборка», выпуск 3/70 2019.



Читайте также: